Блок схема неисправностей двигателя
Блок схема неисправностей двигателя
Автор: M.B. Celik and R Bayir
автор перевода: Кусакин Владимир
1 Department of Automotive, Technical Education Faculty, Zonguldak Karaelmas University, Karabuk, Turkey
2 Department of Electronics and Computers, Technical Education Faculty, Zonguldak Karaelmas University, Karabuk, Turkey
Аннотация:
В исследовании базировалось дополнительная нечеткая логика, система обнаружения неисправностей была разработана для диагностики неисправностей двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и система объединена в стенд для испытания двигателя. Входных переменных нечеткой логики классификатор были приобретены с помощью карт данных и RS-232 порт. Основа правила была разработана система, рассматривая теоретические знания, профессиональные знания, и результаты эксперимента. Точность нечеткой логики, классификатор был испытан на экспериментальных исследованиях, которые проводились в различных условиях поломок. Использование разработанной системы диагностики отказов оборудования, 10 общих недостатков, которые наблюдались в двигатель внутреннего сгорания, были успешно диагностированы в режиме реального времени. Благодаря этим характеристикам, система может быть легко использована для диагностики неисправностей в испытательных лабораториях и в сервисных мастерских.
Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, нечеткая логика, обнаружения неисправностей
1 Введение
Более широкого использования автомобилей и массового производства увеличивает спрос на безопасные и надежные транспортные средства. Поддержание высокого уровня надежности двигателя за счет эффективной диагностики отказов, таким образом, важно по нескольким причинам. Во-первых, время простоя двигателя, стоит дорого. Во-вторых, определенных условиях неисправности могут представлять угрозу для безопасности как человека и окружающей среды. Таким образом, большое количество автомобилей на дорогах привело к законодательной и нормативной давлению со стороны некоторых народов, например, США и Японии, для контроля выброса выхлопных газов [1]. Из-за мощности автомобиля, рабочее состояние двигателя оказывает непосредственное влияние на рабочие данные автомобиля. Есть много недостатков, которые возникают из автомобильных двигателей, чтобы очистить эти затраты большого количества и много времени было потрачено именно с этой целью [2]. Из-за неэффективности сжигания в двигателе или неспособность некоторых системах, таких как выбросы вредных окиси углерода (CO), углеводородов (НСs) и оксидов азота (NOx), увеличивается расход топлива и снижает мощность двигателя. Определение неисправностей в то время, что они встречаются, и их ремонта прежде чем они приведут к большим недостатки важно уменьшить ущерб, причиненный двигателя неисправности, которые влияют на людей, экономики и окружающей среды. Неисправности в автомобильных двигателей может быть вызвано различными причинами. Некоторые неисправности двигателя может произойти в результате износа, без учета или неисправности некоторых частей двигателя. Двигатель недостатков можно назвать перемежающийся отказ или на провал. Dirty топлива, влажность поставщика шапку, и высоковольтным утечки в компонентах системы зажигания могут быть предоставлены в качестве примеров перемежающийся отказ, а утечка воздуха во впускной коллектор, дефектные свечи, носили струй карбюратора может быть предоставлена как примеры на провал. Отклонение от ожидаемого поведения может указывать на вероятное неисправностей на ранней стадии, и такие недостатки, называют начальной недостатки. Начальном неисправности может постепенно осложнения и в конечном итоге привести к серьезному вины или постоянного отказа [3].
Сегодня технологии искусственного интеллекта широко используются для диагностики неисправностей [4]. Некоторые исследования проводились для выявления неисправностей в двигателях с применением нечеткой логики, искусственного интеллекта. Солиман и др. в. [5] исследовали диагностики автомобильной системы контроля за выбросами с использованием нечеткого логического вывода. Их результаты показали, что применение системы нечеткой логики может повысить эффективность автомобильного диагностического инструмента. Laukonen и др. в. [6] исследовали диагностики и изоляции для экспериментальных двигателей внутреннего сгорания с помощью нечеткой идентификации. Результаты этого исследования было показано, как построить нечеткое идентификатор для оценки двигателя сигналы, необходимые для расчета отклонения от номинального поведение двигателя. Это дало возможность определения некоторых приводов и недостатки калибровка датчика. Kilagiz и др. в. [7] исследовали нечеткой диагностики и консультирования системы для оптимизации выбросов и расхода топлива. Из-за системы, многие недостатки двигателя были обнаружены эффективно.
Раума и др. в. [8] исследовали подход с применением нечеткой логики в двигателе диагностики неисправности. Их результаты показывают, что ошибки могут быть обнаружены с нечеткой модели и локализованы с перевернутым нечетких моделей. Isermann [9] исследовали нечеткой логики приложений для автоматического управления, контроля и диагностики неисправностей. Результаты показали, как нечеткая логика подходы могут быть применены к процессу контроля и диагностики неисправностей с приближенными рассуждения наблюдаемые симптомы. Комли и др. в. [10] исследовали диагностика неисправностей двигателя с применением нечеткой логики. С нечетких испытательный стенд вывода, они исследовали очень высокой скорости нечеткой логики, чтобы изолировать недостатки использования статистической информации и информации раннего вина, что активно развивается во времени. Лу и др. в. [11] исследовали нечеткой системы для автомобильной диагностики неисправности. Нечеткая модель была реализована в нечеткой диагностической системы, которая обнаружена утечка вакуума в электронный контроллер двигателя в автомобилях.
Как правило, большинство неисправности двигателя, когда двигатель работает под нагрузкой. При работе двигателя в режиме холостого хода, некоторые неисправности двигателя, не отображаются. Например, при работе двигателя на холостом ходу, зажигает свечи, но под нагрузкой не может воспламениться, или двигатель с хорошим времени зажигания на холостом ходу не может быть в хорошем времени зажигания на высокой скорости и нагрузки. Для правильного и раннего диагностики неисправностей, диагностики должны быть выполнены при работе двигателя под нагрузкой.
Для осуществления этой системы для испытания двигателя, была разработана в данном исследовании. Эта система позволила двигатель должен быть загружен и данных, передаваемых на компьютер одновременно. Двигатель был запущен в условиях восприимчивы к неисправности с использованием разработанной системы. Многие параметры, которые отклоняются от нормальных значений наблюдали в то время как двигатель был запущен. Кроме того, нечеткой логики, диагностика неисправностей система, подключенная к стенд для испытания двигателей был разработан в целях выявления неисправностей в режиме реального времени. В этом исследовании, количество выявляемых неисправностей, а также надежность системы обнаружения были увеличены на 8 измерения различных параметров внутреннего сгорания. Организация работы состоит в следующем. В разделе 2, недостатки наблюдаются в двигателе введены. Экспериментальных исследований для обнаружения этих недостатков и создания баз правил объясняются. В разделе 3, разработанные модели нечеткого классификатора логика, которая была разработана в MATLAB нечеткой системы вывода редактора вводится. Правила базы объяснил. В разделе 4, результаты этого исследования, а также предложения о будущих исследований приведены.
2 Экспериментальная РАБОТЫ
Экспериментальная установка была построена для того, чтобы строить правила базе системы диагностики неисправности. Он также служил для обнаружения неисправностей в режиме реального времени в то время как двигатель работает под нагрузкой и тестирования нечеткой логики, диагностика неисправностей системы. Экспериментальная установка состоит из испытаний двигателя постоянного тока динамометр, счетчик расхода топлива, выхлопных газов, системный анализ, различные измерительного оборудования, персональных компьютеров (ПК) и карты сбора данных, как показано на рис. 1. Advantech perripheral Component Interconnect (PCI) 1710 HG сбора данных карточка была использована для передачи данных на ПК со стенда для испытания двигателя. Эта карта имеет вход 16-канальный аналоговый и 2-канальный аналоговый выход порты. Аналогового ввода и вывода каналов 12 бит. Частотой дискретизации карты 100 ksamples / с Карты довольно быстро, поскольку она работает на PCI слот и 4 Кб кэш-памяти. Эти особенности делают возможным измерение сложных и зашумленных сигналов [12].
рис. 1. Эксперементальная установка
Хотя крутящий момент двигателя, число оборотов двигателя, температуры двигателя и расхода топлива были переданы на компьютер через карту сбора данных в реальном времени, CO, HC, двуокись углерода (С02) и кислорода (02) и выбросов. То есть (коэффициента избытка воздуха) значения были переданы в компьютер с помощью RS-232 в режиме реального времени. Выбросов и. Т.е. величины были измерены с момента вступления в первый глушитель с ВС MGA 1200 выхлопных газов. Расход топлива измерялся с помощью датчика расхода топлива.
Этот тест система была разработана для двигателей Fiat (1,6 1). Характеристики этого двигателя приведены в таблице 1. Все тесты проводились на этом движке. Двигателей, работающих под нагрузкой более восприимчивы недостатки. Таким образом, испытания проводились при определенных оборотов двигателя (3000 об / мин), которая приобрела Максимальный крутящий момент при полной нагрузке в соответствии с ценой в каталоге двигателя. Мощность двигателя такие параметры, как мощность двигателя, расход топлива и температуры двигателя на такой скорости были определены из каталога двигателя, [13]. Двигатель настроил до испытания и измерения были проведены, когда двигатель достиг рабочей температуры. Для всех экспериментальных работ, температура окружающего воздуха поддерживалась постоянной при 20 ° С без ущерба для диагностики результатов.
Таблица 1 Технические характеристики испытания двигателя
ТУРБОНАГНЕТАТЕЛЬ (для моделей с охладителем РОГ) ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ
Данный раздел содержит указания по поиску и устранению неисправностей, когда предполагаемой причиной неисправности является турбонагнетатель.
ОПИСАНИЕ НЕИСПРАВНОСТИ ТУРБОНАГНЕТАТЕЛЯ
Состояние ремонта турбонагнетателя:
Хорошо известно, что неисправности турбонагнетателя могут иметь много признаков, что и показано ниже. Однако механизмы, вызывающие признаки, указывающие на неисправности турбонагнетателя, понимаются недостаточно. В результате отсутствия знаний о турбонагнетателе и его неисправностях часто производятся ненужные замены турбонагнетателя и прочие операции ремонта. Поэтому усвоение информации относительно неисправностей турбонагнетателя помогает эффективно производить ремонт и экономить время.
Классификация неисправностей турбонагнетателя:
Неисправность «ШУМ» рассматривается ниже
Блок-схема диагностики неисправности «Шум турбонагнетателя» (см. стр. Click here)
Неисправность «УТЕЧКА МАСЛА И БЕЛЫЙ ДЫМ» рассматривается ниже
Блок-схема диагностики неисправности «Утечка масла турбокомпрессора и белый дым» (см. стр. Click here)
Неисправность «ЧЕРНЫЙ ДЫМ» рассматривается ниже
Блок-схема диагностики неисправности «В отработавших газах присутствует черный дым» (см. стр. Click here)
Неисправность «НЕДОСТАТОЧНАЯ МОЩНОСТЬ ИЛИ ПРОВАЛ В РАБОТЕ ДВИГАТЕЛЯ» рассматривается ниже
Блок-схема диагностики неисправности «Недостаточная мощность или провалы в работе двигателя» (см. стр. Click here).
Таблица диагностических кодов неисправностей (см. стр. Click here)
В данной таблице отражены лишь типичные проблемы, связанные с турбонагнетателем
(по ошибке принимается за шум турбонагнетателя)
Зубчатая передача внутри двигателя
Шестерня вакуумного насоса
Можно легко установить, является ли турбонагнетатель причиной шума. Если сделать это перед проверкой турбонагнетателя или снятием его с двигателя, можно существенно сократить время поиска неисправностей.
Подсоедините портативный диагностический прибор к DLC3.
Программное обеспечение, установленное на портативном диагностическом приборе, должно иметь версию не ниже V2009.2.
Запустите и прогрейте двигатель.
Включите портативный диагностический прибор.
Войдите в следующие меню: Powertrain / Engine / Active Test / Activate the VN Turbo Open.
Выполните диагностику в режиме Active Test, периодически повышая частоту оборотов двигателя.
Проверьте, снижается ли уровень шума или нет по сравнению с результатами, полученными без включения режима Active Test.
Результат | Причина шума |
---|---|
Шум ослабляется (или исчезает) | Турбонагнетатель |
Шум не изменяется | Это не турбонагнетатель (другие детали) |
Обратитесь к блок-схеме диагностики неисправности «Шум турбонагнетателя» (см. стр. Click here).
УТЕЧКА МАСЛА И БЕЛЫЙ ДЫМ
Внутренняя утечка масла
Утечка масла из корпуса подшипника в кожух компрессора (со стороны впуска) или в корпус турбины (со стороны выпуска) через кольцевые уплотнения.
Утечка масла данного типа незаметна снаружи турбонагнетателя.
Если утечка происходит через уплотнение со стороны турбины, то из выпускной трубы выходит большое количество белого дыма
Уплотнительное кольцо со стороны компрессора
Уплотнительное кольцо со стороны турбины
Засорение на сливе масла
Заклинивание вала или подшипника
Повреждение крыльчатки компрессора
Утечка масла изнутри наружу турбонагнетателя.
Сюда относятся все утечки масла, заметные снаружи турбонагнетателя.
Шланговое соединение впускного трубопровода
Турбонагнетатель с регулируемым соплом
Пример показан на рисунке выше.
В случае внутренней утечки масла из выпускной трубы выходит белый дым, и чрезмерно расходуется масло. Однако белый дым и чрезмерный расход масла могут быть обусловлены разными причинами. Поэтому не следует безоговорочно считать, что причиной неисправности при наличии белого дыма и большого расхода масла является турбонагнетатель.
Если наблюдается внешняя утечка масла, ее источники ограничены точками, указанными в таблице выше. При утечке масла из соединения, уплотняемого FIPG, замените турбонагнетатель. При утечке масла из фланца маслопровода или соединения шланга не заменяйте турбонагнетатель, а проверьте и отремонтируйте фланец или шланг.
Обратитесь к блок-схеме диагностики неисправности «Утечка масла турбокомпрессора и белый дым» (см. стр. Click here).
Неисправности делятся на 2 типа, как показано ниже.
Неисправность | Основная неисправность |
---|---|
Недостаточный объем воздуха на впуске | Недостаточный массовый расход воздуха из-за, например, слишком низкого давления наддува, в результате чего объем впрыска топлива получается чрезмерным по отношению к массовому расходу воздуха. |
Чрезмерный объем впрыска топлива | Чрезмерный объем впрыска или неправильная синхронизация впрыска из-за неисправности топливной системы |
Основные узлы двигателя, имеющие отношение к черному дыму:
Чрезмерный объем впрыска топлива
Неправильные моменты впрыска топлива
Выше перечислены лишь основные узлы. Указаны не все детали, которые могут иметь отношение к черному дыму. Для получения более подробной информации о диагностике причин черного дыма обратитесь к блок-схеме диагностики неисправности «В отработавших газах присутствует черный дым» (см. стр. Click here).
Связь турбонагнетателя с черным дымом:
Если давление наддува ниже номинального вследствие неисправности турбонагнетателя, черный дым может появляться из-за недостаточного массового расхода воздуха. Однако ненормально низкое давление наддува может быть обусловлено неисправностями различных узлов, например, впускных трубопроводов, клапана РОГ и т.д. Поэтому не предполагайте сразу, что турбонагнетатель является причиной низкого давления наддува, а проверьте все узлы, которые могут иметь отношение к слишком низкому давлению наддува. Узлы и детали, имеющие отношение к ненормальному давлению наддува, перечислены в таблице «Проверка системы управления впуском воздуха без снятия с автомобиля» (см. стр. Click here). Для упрощения и повышения эффективности диагностики в первую очередь обратитесь к таблице.
НЕДОСТАТОЧНАЯ МОЩНОСТЬ ИЛИ ПРОВАЛ В РАБОТЕ ДВИГАТЕЛЯ
Неисправности делятся на 2 типа, как показано ниже.
Неисправность | Основная неисправность |
---|---|
Недостаточный объем воздуха на впуске | Недостаточный массовый расход воздуха из-за, например, слишком низкого давления наддува, в результате чего объем впрыска топлива ограничивается. |
Ненормальный объем впрыска топлива | Неправильный объем впрыска или неправильная синхронизация впрыска вследствие неисправности топливной системы. |
Основные узлы, имеющие отношение к недостаточной мощности и провалу в работе двигателя:
Ненормальное давление наддува
VN не перемещается плавно
Утечка между турбонагнетателем и впускным коллектором
Засорение или блокировка впускного трубопровода
Ненормальный объем впрыска топлива
Неправильные моменты впрыска топлива
Выше перечислены лишь основные узлы. Указаны не все детали, которые могут иметь отношение к недостаточной мощности и провалу в работе двигателя. Для получения подробной информации о диагностике недостаточной мощности и провала в работе двигателя обращайтесь к блок-схеме «Недостаточная мощность и провал в работе двигателя» (см. на стр. Click here).
Если очевидное отклонение от нормы (недостаток мощности) не удалось воспроизвести, проведите испытания другого автомобиля той же модели и с тем же двигателем и сравните состояния и рабочие характеристики двигателей. В случае отсутствия большой разницы в рабочих характеристиках двигателей объясните клиенту, что отмеченная им недостаточная мощность двигателя не является отклонением от нормы.
Связь турбонагнетателя с ненормальным давлением наддува:
Если давление наддува ниже номинального из-за неисправности турбонагнетателя, недостаток мощности мог возникнуть из-за нехватки воздуха на впуске. Однако ненормальное давление наддува может быть обусловлено неисправностями различных узлов, например, впускных трубопроводов, клапана РОГ и т.д. Поэтому не решайте сразу, что турбонагнетатель является причиной ненормального давления наддува, а проверьте все узлы, которые могут иметь отношение к неправильному давлению наддува. Узлы и детали, имеющие отношение к ненормальному давлению наддува, перечислены в таблице «Проверка системы управления впуском воздуха без снятия с автомобиля» (см. стр. Click here). Для упрощения и повышения эффективности диагностики в первую очередь обратитесь к таблице.
Если появляется код DTC, связанный с неисправностью турбонагнетателя, обратитесь к разделу диагностики по данному коду DTC (см. на стр. Click here).
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРИНЦИПА РАБОТЫ И КОНСТРУКЦИИ ТУРБОНАГНЕТАТЕЛЯ
Турбонагнетатель подает большой объем воздуха в цилиндры, используя энергию отработавших газов посредством турбины, установленной на одной оси с компрессором.
Давление наддува пропорционально частоте вращения турбонагнетателя, так как воздух на впуске ускоряется центробежной силой, создаваемой вращением компрессора. Повышенная кинетическая энергия, т.е. скорость воздуха на впуске, преобразуется в энергию давления диффузором, который находится вокруг выпуска крыльчатки компрессора. Компрессор приводится в действие турбиной, установленной соосно с валом турбины. Турбина приводится в движение энергией отработавших газов. Поэтому, когда турбонагнетатель повышает давление воздуха на впуске, в цилиндры подается больший объем воздуха, и впрыскивается больше топлива. В результате выхлопные газы приобретают больше энергии, и давление наддува турбонагнетателя возрастает.
* a: Если энергия отработавших газов недостаточна, турбонагнетатель не может создавать требуемое давление наддува, даже когда он исправен.
Учитывая, что турбонагнетатель приводится в движение энергией отработавших газов, при отсутствии достаточного объема отработавших газов вследствие ненормального объема впрыска и прочих причин необходимое давление наддува не будет создаваться, даже когда турбонагнетатель исправен. Поэтому при ненормально низком давлении наддува для упрощения и повышения эффективности ремонта следует проверить все имеющие к этому отношение узлы и детали в соответствии с надлежащим порядком диагностики.
Регулирование давления наддува:
Величина энергии, которую турбина может получать от отработавших газов, пропорциональна степени расширения, определяемой как отношение давления отработавших газов на впуске турбины к давлению на выпуске турбины.
Для регулирования давления наддува служит регулируемое сопло (VN), установленное непосредственно перед рабочим колесом турбины и изменяющее степень расширения. Если VN закрыто, зазор между соседними лопатками сужается, и повышается давление отработавших газов на входе турбины, а, следовательно, и степень расширения. Поэтому при закрывании VN турбина получает больше энергии, и частота ее вращения и давление наддува повышаются. С другой стороны, при открывании регулируемого сопла (VN) давление отработавших газов на впуске турбины падает, и частота ее вращения и давление наддува снижаются. Сопло VN приводится в действие электродвигателем постоянного тока. Модуль ЕСМ регулирует угол открывания сопла VN с помощью электропривода турбонагнетателя в соответствии с состоянием двигателя. Если требуется высокая мощность двигателя, приводной стержень перемещается электроприводом, закрывая сопло VN, и давление наддува возрастает.
Неисправности газораспределительного механизма
Основными неисправностями газораспределительного механизма (ГРМ) являются:
- нарушение тепловых зазоров клапанов (на двигателях с регулируемым зазором);
- износ подшипников, кулачков распределительного вала;
- неисправности гидрокомпенсаторов (на двигателях с автоматической регулировкой зазоров);
- снижение упругости и поломка пружин клапанов;
- зависание клапанов;
- износ и удлинение цепи (ремня) привода распределительного вала;
- износ зубчатого шкива привода распределительного вала;
- износ маслоотражающих колпачков, стержней клапанов, направляющих втулок;
- нагар на клапанах.
Можно выделить следующие причины неисправностей ГРМ (они, в основном, аналогичны причинам неисправностей кривошипно-шатунного механизма):
- выработка установленного ресурса двигателя и, как следствие, высокий износ конструктивных элементов;
- нарушение правил эксплуатации двигателя, в том числе использование некачественного (жидкого), загрязненного масла, применение бензина с высоким содержанием смол, длительная работа двигателя на предельных оборотах.
Самой серьезной неисправностью газораспределительного механизма является т.н. зависание клапанов, которое может привести к серьезным поломкам двигателя. Причин у неисправности две. Применение некачественного бензина, сопровождающееся отложением смол на стержнях клапана. Другой причиной является резонанс, ослабление или поломка пружин клапанов. В этом случае при достижении поршнем верхней мертвой точки клапан не успевает сесть в «седло». К счастью, данная неисправность на современных автомобилях встречается достаточно редко.
Отдельно необходимо сказать о неисправностях гидрокомпенсаторов. При использовании жидкого или сильно загрязненного масла гидрокомпенсатор перестает выполнять свою основную функцию, а именно автоматически компенсировать зазоры в ГРМ. Дальнейшая эксплуатация двигателя может привести к заклиниванию гидрокомпенсаторов.
Нарушение теплового зазора на двигателях с регулируемым зазором может произойти по причине износа подшипников и кулачков распределительного вала, износа зубчатого шкива привода распределительного вала, а также вследствие неправильной регулировки.
Неисправности ГРМ достаточно сложно диагностировать, т.к. сходные внешние признаки могут соответствовать нескольким неисправностям. Зачастую конкретная неисправность устанавливается непосредственным осмотром конструктивных элементов ГРМ со снятием крышки головки блока цилиндров.
Большинство неисправностей газораспределительного механизма приводит к нарушениям фаз газораспределения, при которых двигатель начинает работать нестабильно и не развивает номинальной мощности.
Назначение, принцип работы и ремонт блока управления двигателем
Блок управления двигателем (ЭБУ) является мозговым центром всего автомобиля, он состоит из большого количества сложнейших соединений.С помощью данного устройства осуществляется контроль и координирование функций всех элементов силового агрегата.
Управляющие устройства, установленные на различных моделях автомобилей, изготовлены из материалов высокого качества, при их изготовлении применяются высокие технологии, обеспечивающие высококачественную сборку электронных схем.
Но даже самые качественные ЭБУ подвержены поломкам и часто нуждаются в срочном ремонте.
Устройство блока управления двигателем
Конструкция ЭБУ разделена на основные части: главный блок, контролирующие датчики, исполнительные устройства элементов двигателя. В состав электронного управления входит множество специальных элементов:
- Микросхемы.
- Транзисторы.
- Резисторы.
- Конденсаторы.
Неисправности блока управления двигателем ведут к разбалансировке в работе всех систем автомобиля.
Назначение электронного блока управления
ЭБУ использует сигналы, посылаемые датчиками, установленными на силовом агрегате, для корректирования состава и количества горючего, поступающего в двигатель. В процессе его деятельности происходит установка режима работы мотора и точная дозировка топливных смесей.
В результате функционирования контроллера работа двигателя устойчива как на холодную, так и после прогрева. Запуск мотора невозможен, если имеется поломка в ЭБУ либо отсутствуют его управляющие сигналы.
Мощные транзисторы, входящие в состав блока управления, управляют работой следующих исполнительных механизмов двигателя и топливной системы:
- катушки зажигания системы впрыска;
- клапан оборотов холостого хода;
- электрические форсунки;
- клапан вентиляции топливного бака;
- электромагнитные катушки — соленоиды;
- турбонаддув;
- система впуск-выпуск;
- рециркуляция отработанных газов;
- система охлаждения.
Электронное устройство является составной частью бортового оборудования машины, он находится в постоянной информационной связи с такими важными системами:
- Система антиблокировки.
- Автоматическая коробка передач.
- Стабилизирующая система.
- Система безопасности автомобиля.
- Круиз контроль.
- Климат контроль.
Принцип работы блока управления двигателем
При использовании данного устройства производится оптимизация важнейших параметров:
- потребление топлива;
- расход машинного масла;
- характеристики мощности;
- крутящий момент, влияющий на разгон автомобиля;
- количество отравляющих компонентов, находящихся в выхлопных газах.
Датчики посылают информацию на контроллер в виде цифровых сигналов. Контрольный и функциональный модули вычисления, входящие в программное обеспечение, анализируют сигналы датчиков и корректируют работу исполнительных устройств. Выходные сигналы в процессе корректировок могут даже привести дизельный двигатель к полной остановке.
При проведении существенных изменений в конструкции силового агрегата (тюнинге) имеется возможность перепрограммирования электронного блока управления двигателем.
Объединение всех блоков управления в общую систему производится при помощи специальной шины.
Признаки выхода из строя ЭБУ
Часто возникают ситуации, когда автовладельцы сталкиваются с необходимостью произвести ремонт блока управления двигателем. Проведение такого вида работ своими руками является возможным при наличии определенных квалификационных навыков.
Сбои в работе управляющего устройства происходят вследствие нарушения контактов с датчиками, производящими контроль за функционированием рабочих систем двигателя:
- Антиблокировочная система (контроль торможения автомобиля).
- Блок зажигания.
- Контроллер инжектора.
- Положение дроссельной заслонки.
- Температурный режим двигателя.
Механические повреждения, попадание воды на детали микросхемы, неудавшиеся попытки отремонтировать устройство своими руками также приводят к поломке электронного блока управления.
Нарушение контакта с датчиками происходит вследствие отсутствия электричества, что свидетельствует о возникновении внутренней неисправности, нуждающейся в обязательном ремонте. Признаками отсутствия контакта могут быть следующие явления:
- не поступают данные со сканера;
- сообщения, содержат некорректные параметры;
- контрольная лампочка «чек» не загорается при включении зажигания;
- отсутствие информации о нестабильной работе двигателя.
Своевременное выявление дефектов и ремонт электронных блоков управления двигателем предотвратит остановку в работе систем, узлов, агрегатов автомобиля.
Описание основных причин выхода из строя ЭБУ
В перечень наиболее вероятных причин входят следующие факторы:
- Микротрещины в схемах и корпусе устройства, вызванные механическими воздействиями (удары, сильные вибрации).
- Резкое повышение температуры, приводящее к перегреву блока управления мотором.
- Разрушения элементов ЭБУ под влиянием коррозии.
- Проникновение влаги внутрь корпуса контроллера из-за его разгерметизации.
- Неграмотные ремонтные действия.
- Применение эффекта «прикуривания» при работающем движке с целью помочь соседнему автомобилю.
- Изменение положения клеммных соединений во время подсоединения аккумулятора.
- Отсутствие подключения силовой шины при включении стартера.
Эффективность работы ЭБУ в полной мере зависит от перечисленных факторов, многие из которых способны причинить существенный вред управляющему устройству.
Для предотвращения окончательных поломок необходимо проводить регулярную диагностику электронного управления двигателем. С целью экономии на дорогостоящем ремонте и полной замене элементов электронной системы управления, проверка проводится не менее одного раза в год.
Диагностика контроллера в условиях гаража
На неисправности, возникшие в блоке управления двигателем, указывают следующие сбои в работе автомобиля:
- проблемы с запуском мотора;
- троение двигателя;
- появление густого дыма;
- снижение реакции на педаль газа;
- перебои в связи с ЭБУ;
- потеря контроля за включением и выключением вентилятора двигателя;
- сбои в работе катушек зажигания;
- выход из строя предохранителей;
- датчики не посылают сигналы.
Благодаря системе самодиагностики, встроенной в ЭБУ, можно произвести проверку и определить степень поломки своими руками. Для проведения диагностических мероприятий нужно подключиться к устройству при помощи ноутбука с установленной программой, предназначенной для работы с диагностическим данными. Вместо ноутбука, можно использовать специальные тестеры, осциллографы.
Данные, полученные в процессе измерений, сравниваются с показателями, являющимися стандартными.
Выявление неисправностей, возникших в управлении двигателем
Причины возникновения поломок блока управления двигателя подразделяются на два основных вида: неисправный проводник или сбой прошивки. Прошивка восстанавливается только при помощи специалистов в сервисном центре. Проверку электрических параметров можно произвести своими руками при помощи специального измерительного прибора — мультиметра.
Для поиска пробоя в проводе необходимо ознакомиться со схемой управляющего устройства. Изучив расположение проводников, резисторов и питания наступает очередь «прозвонки» электрической цепи в том месте, где обнаружена ошибка показаний электронного блока. При отсутствии такой информации необходимо проверить провода по всей схеме.
Алгоритм действий для восстановления работы ЭБУ
Чтобы произвести ремонт ЭБУ двигателя, нужныследующие операции:
- Обнаружить место пробоя.
- Повторно замерить сопротивление.
- Найти точки крепления проводника.
- Прикрепить параллельно провод с требуемым сопротивлением при помощи паяльника,старый провод рекомендуется оставить на месте.
После проведенных мероприятий система должна работать стабильно. При повторении ошибок ЭБУ необходимо обратиться в сервисный центр.
От своевременности ремонта блока управления двигателем зависит длительность срока службы, безопасность и надежность автомобиля.