Батарейное зажигание двигателя схема
Батарейное зажигание двигателя схема
Принципиальная схема батарейного зажигания для четырехцилиндрового двигателя показана на рис. 123.
Рис. 123 — Принципиальная схема батарейного зажигания:
1 — выключатель зажигания; 2 — неподвижный контакт; 3 — подвижный контакт; 4 — вторичная обмотка; 5 — первичная обмотка; 6 и 7 — зажимы; 8 — центральный зажим; 9 — ротор; 10 — электрод распределителя; 11 — кулачок прерывателя; 12 — конденсатор.
На металлическом диске прерывателя установлен кронштейн с неподвижным контактом 2. Второй, подвижный, контакт 3 имеется на рычажке, изолированном от диска прерывателя и кулачка 11. Под давлением пружины (на схеме не показана) рычажка контакты стремятся остаться замкнутыми.
Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 12, обкладки и диэлектрик которого скатаны в цилиндрик. Контакты размыкаются выступами кулачка 11 вертикального вала, приводимого во вращение обычно от распределительного вала через две винтовые шестерни.
Ток высокого напряжения распределяется распределителем, состоящим из ротора 9 и крышки с электродами 10; контактные зажимы электродов соединены проводами с запальными свечами.
Ротор и кулачок установлены на одном вертикальном валу и вращаются вместе.
От катушки зажигания ток высокого напряжения подводится к ротору через центральный зажим в крышке распределителя и скользящий контакт ротора.
Ротор через раздаточную пластинку поочередно подводит ток высокого напряжения к электродам 10, расположенным по окружности крышки.
При вращении коленчатого вала двигателя контакты 2 и 3 прерывателя периодически замыкаются и размыкаются. Если провода в выключателе 1 зажигания соединены между собой, то при замыкании контактов прерывателя замыкается первичная цепь катушки зажигания и по ней проходит ток батареи. По этой цепи ток течет в направлении от положительного полюса аккумуляторной батареи к отрицательному через массу, кронштейн с контактом 2, контакт 3, рычажок прерывателя, провод, зажим 7, первичную обмотку 5 катушки зажигания, зажим 6, провод, выключатель 1.
Рычажок прерывателя, повертываясь вокруг оси, когда на него набегает выступ кулачка 11, размыкает контакты 2 и 3. Ток батареи в первичной цепи прерывается. Вследствие изменения магнитного потока вокруг первичной обмотки во вторичной обмотке 4 возникает мгновенный ток высокого напряжения.
При каждом размыкании кулачком контактов прерывателя раздаточная пластинка ротора 9 подходит к одному из электродов 10 распределителя. При этом ток высокого напряжения подводится по проводу к запальной свече того цилиндра, в котором заканчивается такт сжатия. Несмотря на то, что цепь вторичной обмотки разомкнута в двух местах (распределитель и запальная свеча), ток высокого напряжения преодолевает зазоры и проскакивает в виде искры.
Возникший при замыкании контактов 2 и 3 ток высокого напряжения течет из вторичной обмотки 4 катушки зажигания через центральный зажим 8 по проводу высокого напряжения к центральному зажиму распределителя, раздаточной пластинке ротора 9, проскакивает на электрод 10 распределителя в виде искры и по проводу высокого напряжения подводится к запальной свече. Через зазоры между электродами свечи ток проскакивает в виде искры, которая воспламеняет рабочую смесь. Пройдя свечу, ток по массе через батарею возвращается во вторичную обмотку 4 катушки зажигания (Направление тока высокого напряжения (от катушки зажигания к распределителю) принято условно. Истинное направление тока зависит от направления витков вторичной обмотки относительно витков первичной, от того, какой зажим первичной обмотки соединен с прерывателем и каким полюсом включена на массу батарея).
При рассмотрении цепи тока низкого напряжения было сделано предположение, что она питается током от батареи. Однако первичная цепь питается от батареи только при запуске двигателя и работе его на малых оборотах, когда контакты реле обратного тока разомкнуты. После замыкания контактов реле обратного тока первичная цепь может питаться током генератора.
БАТАРЕЙНОЕ ЗАЖИГАНИЕ
разновидность искрового зажигания рабочей смеси в карбюраторных двигателях внутр. сгорания, при к-ром первичный ток низкого напряжения получают от постороннего источника — аккумуляторной батареи, заряжаемой генератором. Кроме этих источников тока, дополняющих друг друга в зависимости от нагрузки, создаваемой потребителями тока, в систему Б. з. входят индукционная катушка (катушка зажигания), прерыватель-распределитель, конденсаторы, свечи зажигания и провода. См. рис.
Схема батарейного зажигания: 1 — свеча зажигания; 2 — распределитель; 3 — конденсатор; 4 — вторичная обмотка катушки зажигания; 5 — выключатель зажигания; 6 — первичная обмотка катушки зажигания; 7 — аккумуляторная батарея; 8 — прерыватель
Большой энциклопедический политехнический словарь . 2004 .
- БАССЕЙНОВЫЙ РЕАКТОР
- БАТАРЕЙНЫЙ ЦИКЛОН
Смотреть что такое «БАТАРЕЙНОЕ ЗАЖИГАНИЕ» в других словарях:
батарейное зажигание — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN battery ignition … Справочник технического переводчика
батарейное зажигание с катушкой индуктивности — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN coil ignition … Справочник технического переводчика
ЗАЖИГАНИЕ — в двигателях внутреннего сгорания воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателей внутр. сгорания, работающих на лёгком жидком и газовом топливе. Производится электрич. искрой от свечи зажигания. 3. от электрич. искры, в отличие от др. 3.… … Большой энциклопедический политехнический словарь
ЗАЖИГАНИЕ — ЗАЖИГАНИЕ, я, ср. 1. см. зажечь. 2. Воспламенение горючего в двигателях внутреннего сгорания, работающих на лёгком жидком и газовом топливах (спец.). Свеча зажигания. Батарейное з. Включить з. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
Зажигание — в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), принудительное воспламенение рабочей смеси в камере сгорания ДВС. Получили распространение две системы З. батарейное и от Магнето. При батарейном З. (рис.) электрический ток низкого напряжения (6… … Большая советская энциклопедия
Система зажигания — Система зажигания это совокупность всех приборов и устройств, обеспечивающих появление электрической искры, воспламеняющей топливовоздушную смесь в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания в нужный момент. Эта система является частью общей… … Википедия
Калильный карбюраторный двигатель — Двухтактный авиамодельный калильный карбюраторный двигатель … Википедия
Двигатель внутреннего сгорания — Схема: Двухтактный двигатель внутреннего сгорания с глушителем … Википедия
Роторно-поршневой двигатель — в разрезе, с ротором, изготовленным в форме треугольника Рёло Роторно поршневой двигатель внутреннего сгорания (РПД, двигатель Ванкеля), конструкция которого разработана в 1957& … Википедия
Нефтяной двигатель — Трактор Lanz Bulldog с одноцилин … Википедия
Батарейное зажигание двигателя схема
Электронное зажигание на ваз 2106
Каждый владелец легендарной классической модели ВАЗ 2106 хорошо знает все проблемы, связанные с эксплуатацией этого автомобиля, так как в большинстве случаев устраняет их своими силами. К таким проблемам относятся и неисправности контактной (кулачковой) системы зажигания ВАЗ 2106. Постоянно подгорающим контактам требовалась очистка и регулировка, из-за люфтов подшипника и втулки трамблера работа двигателя напоминала «трясучку», особенно на холостых оборотах. Решить все эти возникающие проблемы призвана система электронного зажигания.Электронное зажигание на шестёрку
Схема
Схема бесконтактной системы зажигания ваз 2106:
1 — датчик-распределитель зажигания; 2 — свечи зажигания; 3 — экран; 4 — бесконтактный датчик; 5 — катушка зажигания; 6 — генератор; 7 — выключатель зажигания; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — коммутатор
Неисправности системы зажигания по ссылке.
Установка
прежде всего необходимо выставить ВМТ — 4 цилиндра (смотрим по положению бегунка), делать это необходимо, проворачивая храповик коленвала до отметки на шкиву, совмещаем метки 4 и 3 на рисунке);
демонтируем трамблер, свечи и катушку (запоминая цвет проводов подходящих к катушке зажигания);
укладываем новую проводку;
устанавливаем новую высоковольтную катушку зажигания;
трамблер ставим точно так, как стоял старый (установка электронного зажигания ваз 2106,2103, 2107 с двигателями объемом 1.5 и 1.6 литра, немного отличается от других моделей. Эти двигателя имеют разную высоту блока цилиндров и, соответственно, разную длину приводного вала трамблера);
крепим коммутатор (желательно найти место на щите моторного отсека);
вкручиваем свечи и одеваем провода высокого напряжения (порядок работы 1-3-4-2);
подключаем проводку как на схеме:
Как выставить
Для работ вам понадобится 12-вольтовая контрольная лампочка, ключ на 13 и ключ для коленвала:
Выставлять зажигание нужно на неработающем двигателе, с отключенной «минусовой» клеммой АКБ.
Установите поршень первого цилиндра ДВС в положение зажигания. Для этого потребуется выкрутить из него свечу зажигания. Затыкаем свечное отверстие пальцем и при этом крутим коленчатый вал ключом по часовой стрелке.
Когда будет такт сжатия, воздух под давлением начнет сильно выталкивать палец — это то, что нужно.
Теперь важно четко совместить метку на шкиве со второй, которую ищите на крышке привода ГРМ. Метка посредине означает, что выставляется опережение зажигания на 5 градусов.
Бывает, что некоторые не могут найти у себя метки. Но на самом деле метки есть всегда. Просто хорошо протрите поверхности щеткой по металлу, прибавьте света.
После выставления меток можно снимать ключ. Заверните извлеченную свечу назад и подсоедините бронепровод.
Следующим этапом работ станет определение момента зажигания:
Перед началом подключите «минусовую» клемму аккумулятора.
При помощи ключа на 13 нужно немного ослабить крепежную гайку распределителя зажигания.
Здесь понадобится заготовленная контрольная лампочка с двумя проводами. Один вывод подключаем к «массе», второй — к низковольтной катушке зажигания.
Включаем зажигание поворотом ключа в положение «I».
Нужно аккуратно поворачивать корпус распределителя зажигания по часовой стрелке, пока контрольная лампочка не погаснет.
После этого необходимо плавно повернуть ротор распределителя против часовой стрелки — пока не будет разомкнут контакт и не засветится снова лампочка.
Теперь нужно закрутить крепление и проверить поведение машины на ходу.
Регулировка
Коррекция угла контактов в замкнутом состоянии
Регулировка зажигания ВАЗ 2106 начинается с простейшей операции снятия крышки трамблера, после поворачивается коленчатый вал, пока не будет достигнуто максимальное расстояние промеж ним и трамблером. Вслед за этим приступают к откручиванию винтов, фиксирующих контактную группу на подшипниковой пластине и промеж контактами, вводится щуп для определения и подбора оптимального положения для группы. В идеале всё определяется прилагаемым усилием для перемещения щупа, которое должно быть минимальным, найдя участок соответствующий этому требованию, положение группы фиксируется затягиванием винтов. Имеет значение и величина зазора для её определения толщина щупа должна быть 0,44 миллиметра. Именно регулировка зазора обеспечивает необходимое значение угла замкнутых контактов, его оптимальная величина составляет 55±3°.
Если параметры соответствуют норме, то можно переходить ко второму этапу, заключающемуся в регулировке опережающего угла зажигания. Для начала определим, что распределитель прерыватель в рассматриваемом типе двигателя нуждается в осуществлении момента размыкания единовременно с искрой в первом цилиндре. Это предусматривает опережение верхней мёртвой точки хода поршней для первого цилиндра на 0±1°.
Коррекция угла опережения с помощью стробоскопа
Существует несколько способов регулировки данного показателя, от которого во многом зависит правильная регулировка зажигания ВАЗ 2106 в целом. Наиболее оперативно позволит справиться с этой задачей метод, предусматривающий использование стробоскопа. Аппарат необходимо присоединить к автомобильной электрической сети, при этом необходимо демонтировать и заглушить с трамблера вакуумно-корректурный шланг. Вслед за этим осуществляется прогрев двигателя, до момента удерживания им холостых оборотов с последующим ослаблением болта, отвечающего за фиксацию корпуса трамблера.
Излучаемый стробоскопом свет направляется на шкив коленчатого вала, вращение корпуса трамблера позволит добиться положения, обеспечивающего нахождение видимого положения метки на шкиве напротив соответствующих меток, нанесённых на крышку механизма газораспределения. В этом положении корпус трамблера фиксируется посредством затягивания его болтами. Определяющее значение имеет наличие оборотов холостого хода силового агрегата в процессе регулировки. Если обороты будут выше в работе примет участие центробежный регулятор, что исказит результаты регулировки.
Батарейная система зажигания
Второй, наиболее распространённой системой является батарейная система зажигания. В этом случае электропитание осуществляется от автомобильной аккумуляторной батареи, а когда двигатель работает — электроэнергию вырабатывает автомобильный генератор, подключенный параллельно аккумулятору.
Это наиболее простая и часто применяемая система зажигания карбюраторного двигателя. Она состоит из:
- катушки зажигания;
- прерывателя-распределителя 4;
- свечей 1 (зажигания);
- выключателя зажигания.
Система зажигания получает питание от аккумуляторной батареи 10 или генератора, включаемого в схему параллельно батарее (схема подключения генератора и стартера приведена на рисунке).
Система зажигания служит для обеспечения воспламенения горючей смеси в цилиндрах двигателя в нужный момент и изменения момента зажигания (угла опережения зажигания) в зависимости от частоты вращения вала и нагрузки двигателя. В системе батарейного зажигания имеются цепи низкого и высокого напряжения.
В цепь низкого напряжения кроме источников тока входят прерыватель тока низкого напряжения, первичная обмотка катушки зажигания с добавочным сопротивлением и выключатель зажигания.
Цепь высокого напряжения содержит вторичную обмотку индукционной катушки зажигания, распределитель тока высокого напряжения по свечам, провода высокого напряжения и свечи зажигания. Прерыватель и распределитель объединены в одном устройстве — прерывателе-распределителе.
Рис. Схема батарейного зажигания:
а — расположение приборов; б — цепи низкого и высокого напряжения; 1 — свечи зажигания; 2, 15 — помехоподавляющие резисторы; 3, 9 — провода высокого и низкого напряжения соответственно; 4 — прерыватель-распределитель; 5 — конденсатор; 6 — катушка зажигания; 7 — добавочный резистор; 8 — выключатель (замок) зажигания; 10 — аккумуляторная батарея; 11 — реле включения стартера; 12 — стартер; 13 — крышка распределителя; 14 — ротор; 16 — кулачок; 17 — контакты; 18 — рычажок; 19 — клемма прерывателя; 20, 21 — первичная и вторичная обмотки соответственно; ВК,BK—Б — клеммы катушки зажигания; VA — вольтамперметр
При замкнутых контактах 17 и включенном выключателе 8 зажигания в цепи низкого напряжения течет ток силой I1. Из-за значительной индуктивности катушки 6 I1 нарастает до некоторого установившегося значения не мгновенно, а в течение определенного промежутка времени. Быстрому нарастанию силы тока препятствует ЭДС самоиндукции катушки. В момент размыкания контактов сила тока быстро падает до нуля, а созданное им магнитное поле исчезает. В результате исчезновения (уменьшения) магнитного поля во вторичной обмотке индуцируется ЭДС, которая будет тем выше, чем больше скорость уменьшения магнитного потока.
Таким образом, в момент изменения магнитного силового поля ЭДС возникает в витках не только вторичной, но и первичной обмотки 20 катушки зажигания. Это явление называется самоиндукцией. Ток самоиндукции замедляет процесс исчезновения тока в первичной обмотке, что нежелательно, так как в момент размыкания контактов возникает искра, вызывающая их подгорание. В результате снижаются эффективность и надежность системы зажигания. С целью устранения искрообразования параллельно контактам прерывателя подключают конденсатор. В момент размыкания цепи низкого напряжения он заряжается током самоиндукции, а при замыкании контактов разряжается через первичную обмотку.
Добавочный резистор служит для автоматического поддержания постоянной силы тока в первичной обмотке при изменении частоты вращения двигателя. При его пуске катушка зажигания питается от аккумуляторной батареи, напряжение которой понижено вследствие потребления стартером тока большой силы. Пониженное напряжение на катушке зажигания приводит к снижению силы тока I1 и напряжения вторичной обмотки. Для устранения этого явления при пуске двигателя добавочный резистор закорачивается контактами реле включения стартера или тягового реле. Поэтому, несмотря на снижение напряжения аккумуляторной батареи, первичная обмотка катушки зажигания получает необходимое для ее нормальной работы напряжение.
Свеча зажигания служит для воспламенения рабочей смеси в камере сгорания карбюраторного двигателя за счет искрового разряда. Она имеет стержень с центральным электродом, отделенный от «массы» изолятором, и боковой электрод, соединенный через корпус свечи с «массой». Свечи зажигания вворачивают в головку блока цилиндров. Поскольку максимальное давление в цилиндре весьма значительно, под свечи подкладывают уплотнительные шайбы.
Изолятор свечи выполнен из материала (уралит, кристалло-борокорунд и др.), выдерживающего напряжение не менее 30 кВ. Свечи изготавливают с разными тепловыми свойствами. Калильное число характеризует способность свечи работать без «калильного зажигания» смеси, когда последняя воспламеняется не от электрической искры между электродами свечи, а от контакта с раскаленными электродами. Чем выше это число, тем надежнее свеча будет работать в двигателе с высокой степенью сжатия. Калильные числа имеют следующие значения: 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26.
Катушка зажигания предназначена для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения и состоит из стального корпуса, сердечника, собранного из листов трансформаторного железа, изолированных друг от друга и помещенных в картонную трубку. На эту трубку навита сначала вторичная обмотка, состоящая из большого числа (18 000—20 000) витков медной проволоки диаметром около 0,1 мм, а затем через слой изоляционной бумаги — первичная обмотка (содержащая около 300 витков проволоки диаметром 0,7…0,85 мм). Концы первичной обмотки выведены к клеммам крышки. Внутри катушки к первичной обмотке подсоединен один конец вторичной обмотки, а ее другой конец подведен к центральной клемме катушки. Сердечник с обмотками закрепляется в корпусе катушки с помощью изоляторов. Пространство между обмоткой, изоляторами и корпусом залито специальной мастикой, защищающей обмотки от проникновения влаги.
Прерыватель-распределитель предназначен для периодического размыкания цепи низкого напряжения и распределения возникающего во вторичной обмотке тока высокого напряжения по свечам цилиндров двигателя в необходимой последовательности. Прерыватель-распределитель снабжен центробежным и вакуумным регулятором.
Центробежный регулятор служит для изменения угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Вакуумный регулятор, предназначенный для изменения угла опережения зажигания в зависимости от нагрузки двигателя, т.е. степени открытия дроссельной заслонки, работает независимо от центробежного регулятора.
Октан-корректор, имеющийся в прерывателе-распределителе, служит для ручной регулировки угла опережения зажигания в зависимости от сорта применяемого топлива (его октанового числа). Октан-корректор позволяет изменять угол опережения зажигания в пределах ± 12° по углу поворота коленчатого вала двигателя. Изменение угла осуществляется при помощи специальных гаек поворотом корпуса прерывателя-распределителя относительно ведущего валика и контролируется по шкале со стрелкой. После регулировки угла устанавливают крепящие болты и регулировочные гайки.
При повороте корпуса прерывателя по часовой стрелке, т.е. в направлении вращения кулачка, угол опережения зажигания уменьшается (что обеспечивает более позднее зажигание). Угол опережения зажигания необходимо уменьшить, если сгорание топлива с малым октановым числом сопровождается детонацией.